Обоснование отдельных предложений по реформированию здравоохранения в РФ (Ассоциация медицинских работников Курганской области - для НМП)

27 сентября 2019 г. Просмотров: 1179 RSS Обсудить
1. Внесение поправок в ФЗ от11.11.2013 г. № 323 –ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». 1.1. Ввести понятие 3-х уровневой системы организации медицинской помощи населению в основные законы и подзаконные акты в сфере здравоохранения РФ. (Обоснование – в настоящее время оказание всех основных видов и профилей медицинской помощи по факту строится по принципу 3-х уровней, что не отражено во многих нормативных документах РФ в сфере здравоохранения).
2. МЗ РФ - разработать, утвердить и ввести в практику отдельное Положение о 3-уровневой системе организации медицинской помощи. (Обоснование – необходимость упорядочения терминологии, структуры, полномочий, функций, системы управления и подчиненности различных уровней оказания медицинской помощи в РФ).
3. МЗ РФ – устранить разночтение и противоречия в нормативных документах, регулирующих вопросы организации параллельно действующих иных уровней медицинской помощи (районный, городской, областной, клинический уровень, медицинский округ и т.д.) (Обоснование – не четко и противоречиво обозначенная структура медицинской помощи в РФ является одной из основных причин неэффективного планирования медицинской деятельности, управления кадрами, материальными ресурсами и объемами медицинской помощи. Избыточная централизация управления системой медицинской помощи ограничивает мобильность системы в условиях быстротекущей реформы здравоохранения в РФ, что отражается на доступности, прежде всего, первичной специализированной, медицинской помощи).
4. Внести поправки в действующий закон ФЗ от №326 «О медицинском страховании граждан в РФ» А именно: ввести обязательную прямую материальную страховую ответственность медицинской страховой организации перед застрахованным лицом. (Обоснование. Сложившаяся, без радикального реформирования, система обязательного медицинского страхования стала одним из главных препятствий развития здравоохранения в РФ. В настоящее время частные коммерческие страховые медицинские организации по-прежнему осуществляют страховую деятельность (обязательное медицинское страхование граждан РФ) исключительно за счет государственных ресурсов, не отвечая перед застрахованным лицом своими активами. При таких условиях финансирования Программ государственных гарантий бесплатной медицинской помощи - частные медицинские страховые организации являются только финансовыми посредниками, извлекающими прибыль из своих посреднических функций, но никак не из своей страховой деятельности, что противоречит принципам страхования вообще. То есть, сложившаяся в РФ система обязательного медицинского страхования является системой квазистрахования. Безответственность коммерческих медицинских страховых организаций перед застрахованным лицом, а с ними и всей системы обязательного страхования здоровья в РФ за социальные и материальные последствия своей страховой деятельности, изначально имеет очевидные признаки конфликта интересов и коррупционности).
5. Минтруда, Минобр. и МЗ РФ. Подлежат пересмотру профессиональные стандарты специалистов с учетом требований доступности первичной специализированной помощи и 3-х уровневой системы организации медицинской помощи, действующей в РФ. Как вариант (предложение) - разработка профессиональных стандартов по 3 уровням медицинской помощи в системе здравоохранения. С учетом первичной и вторичной аккредитации специалистов и как дополнение к профстандартам в медицине, - введение понятия компетенции специалиста, подтвержденных соответствующими сертификатами. Соответственно подлежит пересмотру система лицензирования медицинской деятельности в РФ. (Обоснование – большинство утвержденных профстандартов специалистов в сфере здравоохранения резко ограничивает доступность плановой и экстренной первичной специализированной медицинской помощи на 1 и 2-м уровне системы здравоохранения и искусственно сокращает объемы медицинской помощи для населения РФ, в первую очередь сельского населения страны. Действующая система лицензирования медицинской деятельности неоправданно жестко ограничивает оказание первичной специализированной медицинской помощи без учета реальных потребностей населения, особенно в сельской местности, без учета реальных компетенций медицинских специалистов. В условиях острого дефицита кадров врачей и средних медицинских кадров доступность для населения РФ первичной специализированной медицинской помощи и ее отдельных видов вне крупных городов и мегаполисов может быть обеспечена только за счет расширения, а не ограничения функции врача и среднего медицинского работника. Несоответствие образовательного стандарта (широкого профиля) и профессионального стандартов (предельно узкого профиля) без учета реальной компетенции специалиста – одна из причин кадрового дефицита в первичном звене здравоохранения РФ).
6. МЗ РФ. С учетом острого дефицита медицинских кадров и ограничения доступности первичной медицинской помощи в РФ - подлежат пересмотру Порядки и стандарты оказания медицинской помощи по большинству профилей медицинских специальностей. Необходимо привести их в соответствие с реальными социальными и демографическими условиями РФ, в первую очередь, вне крупных городов и мегаполисов. (Обоснование. Многие виды медицинских услуг недоступны или ограничены для населения в первичном звене здравоохранения не только из-за дефицита кадров специалистов, но и вследствие запретительного характера указанных нормативных актов. Вместо ожидаемого повышения качества медицинской помощи, вследствие внедрения действующих Порядков и стандартов, по многим профилям медицинской помощи в первичном звене она просто прекратилась из-за отсутствия профильных специалистов и соответствующих лицензий на медицинскую деятельность (напр. детская хирургия, урология и др.). Потери видов и объемов специализированной медицинской помощи в первичном звене отразились в первую очередь на сельском населении РФ.
7. МЗ РФ. Отдельные проблемы кадровой политики в здравоохранении РФ. Следует остановить дробление медицинских специальностей, усугубляя тем самым кадровый дефицит. В ходе реформирования и введения аккредитации в здравоохранении РФ необходимо пересмотреть номенклатуру медицинских специальностей в сторону их сокращения и расширения профессиональных компетенций по отдельным специальностям (сертификация специалистов по узкопрофессиональным направлениям). (Обоснование. Располагая по численности едва ли не самым мощным в мире кадровым потенциалом, в абсолютном и относительном исчислении, медицинский рынок труда в РФ испытывает острейший дефицит врачебных и средних медицинских специалистов. При дальнейшем наращивании социальных обязательств, реализации нацпроектов в сфере первичной и специализированной медицинской помощи в РФ системные кадровые проблемы будут еще более усугубляться, поскольку для их реализации потребуется, по меньшей мере, в 2 раза больше специалистов, чем в настоящее время. Кадровый кризис в здравоохранении РФ имеет не только известные социальные причины, но и внутренние проблемы организации здравоохранения РФ. Действующая система организации здравоохранения в РФ, карающая система учета, контроля и надзора ограничивают и сдерживают профессиональный рост специалистов первичного звена, что неизбежно приводит к дефициту кадров. Начиная с первых шагов в первичном звене здравоохранения, современный специалист - врач испытывает настолько мощные запретительные барьеры правового, административного, нормативного, надзорного характера, что вскоре утрачивает свой образовательный потенциал, большинство профессиональных навыков и, что еще хуже, - гуманитарную мотивацию своего врачебного дела. «Исход» медицинских специалистов из села в город, из городов поменьше – в города мегаполисы, а дальше в Москву или к крупным деньгам или на выгодное место – все это реальная картина здравоохранения в РФ.
8. МЗ РФ. Ввести «принцип гильотины» на пути обюрокрачивания здравоохранения в РФ. Обоснование. Действующая в здравоохранении РФ система тотального учета, безудержного внутреннего, ведомственного и вневедомственного контроля, бесполезного мониторинга и надзора уже давно преобладают над лечебно-диагностическим процессом в отечественной медицине. Чиновник и бюрократ давно стали главным действующим лицом в отечественном здравоохранении. Утверждение приоритета контрольных и надзорных функций над реальной медицинской деятельностью не только извратил саму структуру организации медицинской помощи в России, но и способствовал исходу тысяч и тысяч медицинских работников из медицины вообще. Об этой проблеме, как о первоочередной, было заявлено еще на 1-м Форуме медицинских работников, но никаких мер не было принято до настоящего времени.
МЗ РФ и ФФОМС. Необходимо пересмотреть систему тарификации медицинских услуг для медицинских организаций 1 и 2 уровня. Обоснование. В настоящее время тарифы на идентичные медицинские услуги ТПГГ в медицинских организациях всех уровней носят по отношению к первичному звену дискриминационный характер, лишая его конкурентноспособности, что неизбежно приводит к оттоку медицинских кадров, особенно из сельской местности.
По поручению Совета АМРКО Председатель АМРКО В.Ф.Чернов
Оставьте комментарий!

Комментарий будет опубликован после проверки

Имя и сайт используются только при регистрации

(обязательно)